Исследование 1

« Назад

Сравнение автопортретов Леонардо Да Винчи

Исследование №1. Сравнение "Автопортрета №1" (изображение слева) и "Автопортрета №2" (изображение справа). На обеих работах Леонардо да Винчи "Автопортрет №1" и "Автопортрет №2" изображены молодые люди примерно одного возраста, 15 - 20 лет, европеоидного типа. Несмотря на то, что положение головы (наклон и поворот) различны, визуально представленные лица обладают типажным сходством и имеется достаточно признаков внешности, подлежащих сравнению.

 




Leonardo da Vinci self portrait №1 Leonardo da Vinci Self Portrait №2

   Сравнительное исследование внешности лиц, с учётом ракурса и особенностей изображения, проводилось методом визуального сопоставления. Для этого изображения были приведены к единому размеру (с одинаковым расстоянием между зрачками глаз 19 мм), изображение картины «Автопортрет №2» повернуто вправо до примерного положения головы лица на «Автопортрете №1» и обесцвечены.

Leonardo da Vinci Self Portrait №1 Leonardo da Vinci Self portrait №2

 

   На нижеследующих изображениях красным цветом отмечены совпадающие признаки внешности с последующими пояснениями.

Leonardo da Vinci Self portrait №1 Leonardo da Vinci Self portrait №2

 

Отметка 1 – высота подбородка (средняя), контур подбородка (треугольный),

Отметка 2 – размер рта (средний), ширина кайм губ (средняя),

Отметка 3 – высота верхней губы (средняя), контур смыкания губ (волнистый), контур каймы верхней губы (извилистый),

Отметка 4 – контур носогубного фильтра (овальный),

Отметка 5 – форма кончика носа (округлая), контур спинки носа (извилистый),

Отметка 6 – наличие горбинки,

Отметка 7 – цвет глаз, степень раскрытия глазной щели (средняя), форма внутренних углов глаз,

Отметка 8 – отсутствие нависания век,

Отметка 9 – контур бровей (дугообразный), ширина, длина, высота бровей, взаиморасположение бровей (расставленное),

Отметка 10 – цвет и конфигурация волосяного покрова (волнистые).

 

Leonardo da Vinci Self portrait №1 Leonardo da Vinci Self portrait №2

   Наряду с совпадающими признаками выявлены различия, которые отмечены синим цветом:

Отметка 11 – особенности подбородка (отвислость на автопортрете №2), объяснимо положением головы (прижатый подбородок к шее), полнотой лиц.

Отметка 12 – различная выраженность складок крыльев носа и форма ноздри – в данном случае, не имея других изображений указанных лиц, стоит учитывать различный поворот головы и сравнение двух разных сторон носа: правой на первом изображении, левой на втором - которые могут быть не симметричны и не могут быть устойчивым различием,

Отметка 13 – выраженность подглазничных мешков (слабо выраженные и средне выраженные), что может объясняться различным состоянием здоровья, усталостью, освещением, а также различный тон глаз при одинаковом цвете (тёмно-карие и светло-карие). Указанные различия могут быть объяснены различным субъективным отображением лиц, различным освещением, положением головы, а также небольшой разницей в возрасте.

   Проведённым сопоставлением представленных изображений мной учитывается, что они являются не точным отображением признаков человека (фотографией), а субъективным видением (восприятием) художника с присущими особенностями изображения людей того исторического периода, однако совпадающие признаки внешности исследуемых лиц устойчивы и индивидуальны, а различающиеся признаки вполне объяснимы. Из этого можно сделать вывод о том, что на представленных картинах изображено одно и то же лицо.